Как выжить на новой работе или онбординг снизу

Olga Artemyeva
8 min readJan 10, 2021

--

Кэтрин Джонсон, темнокожая исследовательница, проводившая расчеты в NASA
Кэтрин Джонсон. Темнокожая исследовательница, проводившая важнейшие расчёты для программ NASA ещё во времена сегрегации. Вот уж у кого было сложное вхождение в работу!

Я работала в разных компаниях. В одних из них был подробный план обучения, а где-то меня сразу бросали в бой — вот тут багтрекер, вот тут продукт, вот тестовая среда и вот твоя первая задача. Где-то у меня был наставник, который поддерживал меня и давал обратную связь, а где-то считали, что если я не прихожу сама — то все хорошо, будут проблемы — обращусь.

Каждый раз процесс онбординга — это совместная работа компании и новичка, но вот количество усилий, которые надо вложить каждой стороне бывает разное. Если никакого плана нет и компания считает, что все само получится, то новому сотруднику сложнее.

В этой статье я расскажу, как быть в таком случае и что может помочь в большинстве ситуаций. Нюансы онбординга в разных контекстах я рассмотриваю вместе с Еленой Скрипаль в докладе «Онбординг: как не сгореть, когда онбордишь, и не выгореть, онбордясь».

Забота о себе

Дайна Тайминя, разработала наглядные вязанные модели для гиперболических пространств.
Дайна Тайминя разработала наглядные модели гиперболических плоскостей, благодаря своему увлечению вязанием. Фото — TedXRiga.

По моему опыту первые несколько недель (а то и месяцев) на работе тяжело. Новые люди, незнакомые процессы, много новой информации и стресса. Я работаю в это время очень интенсивно и устаю куда больше, чем обычно.

При этом изнутри кажется, что я делаю все очень медленно, адски туплю и практически бесполезна. Ко мне подкрадывается ощущение, что я работаю плохо и поэтому надо работать еще больше и лучше, чтобы быть не хуже всех остальных. Иначе я не справляюсь и меня конечно-же выгонят с позором.

В итоге получается, что я пытаюсь работать ещё больше и с ещё большей интенсивностью, выматываюсь и чувствую себя ещё хуже.

В этой ситуации мне помогает наоборот ограничить время сосредоточенной работы прямо по таймеру и больше отдыхать. Это контринтуитивно для нашей жизни — я сама привыкла жить в парадигме «если не получается, то надо больше стараться». Но подход, когда я больше отдыхаю, действительно работает. И Барбара Оакли объясняет почему.

В книге «Думай как математик» или курсе «Learning How To Learn» Барбара рассказывает о том, что у нас есть сфокусированное и рассеянное мышление. Когда мы концентрируемся на проблеме, то пытаемся обратиться к тому, что мы уже знаем и умеем. Или получаем новые знания. Как правило, именно сфокусированное время ощущается нами, как «рабочее время».

Но кроме этого важно и дать новым знаниям уложиться в голове или подумать о проблеме в фоновом режиме. Это режим рассеянного мышления. Он включается, когда мы не фокусируемся на задаче, а просто живём. Например гуляем, пьём кофе с коллегами, прибираемся дома или спим. У меня часто бывает, что новые идеи ко мне приходят во время прогулки или в душе (и тут главное успеть записать:)). Или когда я вяжу.

Когда меня обуревают сложные чувства и страхи, мне помогает выйти из своей головы и проверить, что действительно считают другие люди.

Я выясняю у тимлида (или наставника), что от меня ждут в ближайшую неделю, месяц, к концу испытательного срока. Мы составляем какой-то план на это время (пусть даже приблизительный). Тогда у меня появляются какие-то опорные точки. Отлично, когда это происходит по инициативе компании, но если этого нет — можно самой попросить об этом поговорить.

Мне важна регулярная обратная связь. Как вписывается то, что я делаю в видение тимлида? Что улучшить или поменять? Как мне самой нравится то, что делаю? Хочу ли я этим заниматься дальше?

К сожалению, в российской культуре не принято хвалить. Часто обратная связь строится по принципу «все норм, если что-то будет не так — я тебе скажу». Работать в таких условиях сложно, поэтому стоит запрашивать фидбек самой.

Чем больше я получаю информации от других людей, тем больше я вижу реальную картину мира. Мне важно, чтобы компания реалистично оценивала сроки моей адаптации и не требовала выдающихся результатов сразу.

А ещё мне помогает разработать план. При погружении в новую работу я смотрю в четыре разных направления.

Продукт и предметная область

Маргаретте Шютте-Лихоцки — архитекторка, создавшая франкфуртскую кухню. Портрет Лино Салини. Источник : Historisches Museum Frankfurt.

Тестирование — это набор практик и методов, которые можно приложить к очень разным областям. Я за десять лет работала с бухгалтерией, сферой знакомств, продажей ЖД билетов, банковской сферой и криптографией. Даже если вы выбираете какую-то одну предметную область — например банковскую или телекоммуникации, то все равно на каждой новой работе встречаете много нового.

Я считаю, что с новой предметной областью важно знакомиться с первых дней. Обычно я сосредотачиваюсь на том, чтобы понять зачем нужна эта сфера, какую боль или потребность клиентов она решает и как это все устроено с высоты птичьего полёта. Для этого я люблю использовать mind-maps, чтобы уложить в голове структуру и взаимосвязи.

Когда я прихожу на новую работу, то часто сталкиваюсь с незнакомыми словами и терминами — что-то из предметной области, где-то сокращения которые использует команда. В первые месяцы мне помогает составлять глоссарий — я записываю незнакомые понятия и стараюсь выяснить в интернете или у команды, зачем это нужно. А подробности узнаю по ходу работы.

Спрашивать о терминах и незнакомых словах — нормально, это очень облегчает работу. Я знаю кучу ситуаций, когда сработавшаяся команда говорит на своём «птичьем» языке и новому коллеге сложно понять, что от него хотят. Или человек работает уже какое-то время, но только догадывается по контексту о каком-то термине (и не всегда правильно!)

Во многих компаниях адаптация начинается с того, что новичок должен «изучить продукт». И хорошо если к этому дадут какую-то документацию. Так недолго и растеряться!

Чтобы первоначально познакомиться с продуктом, я стараюсь понять как им будут пользоваться и выделить основные компоненты продукта. В этом мне помогают туры Виттакера — тур по путеводителю и денежный тур. Также полезно подумать над основными сценариями использования. Эти подходы позволяют посмотреть на продукт крупным планом, не пытаясь уловить все мельчайшие детали.

Команда

Первая английская женская футбольная команда British Ladies Football Club
Первая английская женская футбольная команда British Ladies Football Club

Для комфортной работы в команде мне важно чувствовать, что я в нее вписываюсь и она мне тоже нравится. Отдельный вопрос про контакт с тимлидом или наставником (если это разные люди).

Я начинаю с того, что выясняю, кого я буду спрашивать в первую очередь. А дальше уже узнаю, кто за какие области отвечает. С наставником я сразу стараюсь договориться в явном виде, как нам удобнее будет взаимодействовать, чтобы он не бросался ко мне каждые пять минут.

Хорошо сработавшая для меня практика — когда блокирующие вопросы я спрашиваю сразу, а что-то второстепенное или крупное мы разбираем отдельно в то время, которое мы под это специально выделили. Так и я могу продолжить работать, и мой наставник может планировать свое время.

Кроме того я обязательно узнаю, как в компании принято взаимодействовать и в каких случаях какой способ выбрать. Можно поговорить лично или написать в мессенджеры. Бывают ситуации, когда вся коммуникация идет через багтрекеры или даже почту.

Я спрашиваю про ключевых людей — как они выглядят, как их зовут и чем они занимаются. Обычно, когда меня водят знакомиться по кабинетам — я просто улыбаюсь и машу, потому что запомнить всех всё равно не смогу. У меня плохо с именами, поэтому первое время я стараюсь чаще смотреть в корпоративный портал на фотки людей. И честно признаюсь, что я вообще не знаю кто сейчас передо мной)

Я знакомилась с новой командой только в офисе и там было проще общаться в неформальной обстановке — за кофе и чаем, поддерживать разговор в комнате, сходить на обед. Для меня это было не менее важно, чем погружение в продукт. Если делать это онлайн, то возможно поможет чаще созваниваться или пить чай по зуму)

Процесс разработки

Гертруда Эрделе — первая женщина, переплывшая Ла-Манш
Гертруда Эрделе — первая женщина, переплывшая Ла-Манш

Еще одна важная часть онбординга — понять, как в конкретном месте устроена разработка. Даже, если вам говорили на собеседовании, что команда работает по скраму, аджайлу или канбану, по факту скорее всего это всё равно что-то своё.

В первое время я проясняю следующие вопросы:

  • Какие бывают типы задач и как они отличаются друг от друга
  • Какой жизненный цикл у разных типов задач — кто их ставит, когда их начинают тестировать, как релизят, кто и когда их закрывает
  • Проводится ли кодревью и в какой момент?
  • Какая система контроля версий используется?
  • Есть ли continuous integration?
  • Какие есть тестовые среды и какое их назначение?
  • Какие приняты в команде ритуалы — стендапы, грумминги, ретроспективы, пятничные посиделки?
  • Какую обратную связь ждут от тестировщика разработчики, менеджеры и другие заинтересованные лица?

Кроме того, важны еще и организационные моменты. Часто для команды они очевидны и новичку про них просто забудут рассказать. Например, как устроена система отчётности за отработанное время. Полезно выяснить:

  • Есть ли вообще такая система? Она может быть как явной, так и неформальной.
  • Как подробно надо расписывать затраты времени?
  • Насколько часто надо заполнять таймшиты?
  • Можно ли отдельно записывать обучение и простои?
  • Сколько часов надо записать в день/неделю/месяц?

Процесс тестирования

Первое упоминание о баге, сделанное Грейс Хоппер в техническом журнале
Первое упоминание о баге, сделанное Грейс Хоппер в техническом журнале

В каждой компании от тестировщиков ждут разного. Где-то главный фокус на скорости и базовых проверках, где-то надо много и долго исследовать, где-то ждут локализации проблемы на уровне «баг стабильно воспроизводится», а где-то нужно указать и модуль и строчку кода.

В каждой компании я стараюсь узнать про стратегию тестирования (даже если она нигде не записана и вообще так не называется):

  • Что мы считаем багом, а что нет?
  • Как мы оцениваем приоритет багов?
  • Какие области продукта и функциональности наиболее критичные для бизнеса?
  • Насколько подробно надо тестировать задачи и от чего это зависит
  • Как проводится регрессионное тестирование?
  • Есть ли автотесты? Какого уровня? Кто их пишет и как их используют?
  • Как здесь принято оформлять задачи разного типа?
  • Как в команде принято фиксировать обратную связь по задачам?

Когда я начинаю делать уже реальные задачи, то на практике узнаю как настраивать тестовые среды, где смотреть логи и какие нужны базы данных (если к ним у тестировщиков есть доступ)

Все на борт!

Команда Maiden. Первая яхта с женской командой, участвовавшая в кругосветной регате.
Команда Maiden. Первая яхта с женской командой, участвовавшая в кругосветной регате.

Первые месяцы на любой работе — нервное и тяжелое время, но потом как правило становится попроще. И люди уже знакомые, и что-то уже знаешь про продукт и процессы.

Я думаю, что главное в этом процессе — бережно относиться к себе и быть в контакте с командой и наставником. Надеюсь, что эта статья поможет в том, чтобы сориентироваться на новой работе.

Удачи!

P.S.

Больше про тестирование и людей в айти пишу в телеграм-канале — Тестирование и жизнь.

--

--

Olga Artemyeva
Olga Artemyeva

Written by Olga Artemyeva

Тестировщица. Пишу заметки и посты короче про тестирование, феминизм и людей в https://t.me/testing_and_life

Responses (1)